среда, 30 сентября 2015 г.

Жюль Ардан прилетел в Нижний Новгород

Обыкновенное чудо 
 Невозможные и маловероятные вещи сыплются нам на голову в поразительных объёмах, и стоит немного поднапрячься, чтоб ощутить их касания. В первый день этого прекрасного, полного жюль-верновскими событиями лета в российской социальной сети появилась информация: будто бы некая компания, работающая в Нижнем Новгороде над обширным жилым комплексом, намерена поставить памятник Жюлю Верну. 
Поставить памятник Жюлю Верну. 
И я спросила себя, перейдя по скинутой ссылке: что это за пиар в стиле Манилова? Ведь разве непонятно: никогда в жизни частные капиталы, тем более у нас, тем более по такому пустячному поводу, не реализуют амбициознейший проект – поставить памятник Жюлю Верну. У нас, в одной из самых читающих Верна стран, где были созданы лучшие его экранизации, где нет ни одного ребёнка, который не отправился бы в его путешествия, - у нас Жюля Верна никогда не выпустят к людям из детских библиотек. Потому, что всерьёз мы его не воспринимаем. А если вдруг начнём воспринимать - то быстро перегорим и забудем его: и дерзновенность победит русская лень. 
Однако я ошиблась! Российским любителям Верна повезло встретить на пути то самое обыкновенное, нередко происходящее чудо. И частные капиталы нашли общий язык с городской администрацией. И та отвела застройщику не клочок земли в промышленном районе, но престижную точку на городских высотах – набережную Федоровского. И тогда – раз! Как будто по мановению волшебной палочки всё сбылось и обрело дорогу в жизнь. 
Теперь у Жюля Верна есть памятник в России.
Его открыли в воскресенье 27 сентября. 

«Город, где Строгов…» 
Тогда возникает вопрос: а почему его открыли в Нижнем Новгороде? Если чудо произошло, почему оно выбрало этот прекрасный древний город - такой далёкий от Франции и от самого Жюля Верна? Пожалуй, стоит разобраться, что к чему. 
Всем - и отечественным, и зарубежным любителям Верна - известно, что отец научной фантастики никогда не был в России. Именно поэтому когда вас просят подумать, какое именно место в нашей огромной стране хоть как-то может быть связано с Жюлем Верном, - то вы встаёте в тупик. Много таких мест - или никакое вовсе. Где-то пробегают маршруты и фантастическая железная дорога, где-то по-прежнему стоит то, что Верном описано со слов очевидцев 150 лет назад… Однако люди, которые действительно решили поставить памятник, избежали подобного сложного выбора. Они просто взяли и утвердили Нижний Новгород: коль скоро здесь строится жилой комплекс, то здесь и памятнику быть! Сообщают, что глава компании-застройщика - фанат Жюля Верна. В таком случае понятно, что им руководила любовь к захватывающему миру амьенского сказочника, а не холодный и рациональный расчёт. 
Однако Нижний Новгород - не совершенно случайная точка на карте России. Жюль Верн появился здесь ещё и потому, что это - город, где Михаил Строгов закончил своё железнодорожное путешествие и пересел на волжский пароход. 
...Чтобы доехать от Москвы до Нижнего Новгорода, теперь не нужно строговских двенадцати часов. Современные скоростные поезда за 240 минут довезут вас до душного, подчёркнуто советского вокзала с мозаичными стенами, откуда вы попадёте на шумную и бестолковую площадь Революции. Бесконечные и страшноватые тоннели из потемневшего мрамора доведут вас до автобусной остановки, откуда по ухабам и резким поворотам вы доедете до Дятловых гор. Вы пересечёте Оку и в середине увидите остров, заросший буйной зеленью и совсем не утроенный. Выйдя на Благовещенской площади, вы подниметесь на страшную высоту, которая с большой вероятностью разорвёт ваши лёгкие. Вы подниметесь... и оглядитесь кругом.

Нижний Новгород с Дятловых гор
Невообразимо широкие и плоские дали откроются вашему взору. За обветшалыми набережными и советскими многоэтажными домами вы увидите прекрасную Восточно-Европейскую равнину. Горбатые мосты вздыбят свои спины над лазорево-синей Окой. А правее - перед вами покажется Стрелка, за которой гонит свои воды широкая чудесная Волга. Вот этот-то живописный пейзаж и охватывает взор Жюля Верна, который стоит корзине своего воздушного шара. Он прилетел в Нижний Новгород, чтобы остаться там навсегда. 
"Нижний Новгород, расположенный при слиянии Волги и Оки, является главным городом губернии с тем же именем. <...> Население Нижнего Новгорода, обычно насчитывающее от тридцати до тридцати пяти тысяч жителей, теперь перевалило за триста тысяч, то есть удесятерилось. Этим ростом город был обязан знаменитой ярмарке, которая на три недели располагалась в его стенах. Когда-то подобными наездами торгового люда славился Макарьев, но уже с 1817 года ярмарка переместилась в Нижний Новгород". Так пишет он, вводя читателя в нижегородскую атмосферу. Диковинное место, крупная торговая точка, где можно встретить самые причудливые образцы восточной экзотики, - вот что такое этот город на Волге, откуда можно добраться до самого Каспийского моря. Конечно - современный, истинный облик Нижнего Новгорода не сравнится с тем сказочным хронотопом, который мы встречаем на страницах "Михаила Строгова".  
У Нижнего Новгорода очень длинная и сложная история. В своей беспокойной и шумной жизни ему всегда было до чего угодно, только не до Жюля Верна. В советское время это был закрытый для иностранцев город, и носил он грозное и славное имя Горький - в честь своего великого уроженца. Следы Горького и сегодня находишь повсюду в Нижнем Новгороде. Памятники ему - буквально на каждом шагу здесь. Один расположен и на набережной Федоровского. Когда в паре сотен метров открывают смелый и симпатичный памятник Жюлю Верну - это выглядит сомнительно и странно. Высокопоставленный чиновник Сергей Горин, занимающийся сферой культуры, говорил по этому поводу на церемонии: мол, близость этих двух объектов и пешеходный мостик между ними - прекрасны и символичны. Наверняка слушающие подвергли сомнению его слова. Но мы посмотрим с вами, насколько правомерно подобное сближение.

Аэронавт
Итак, давайте взглянем на сам памятник, который спроектировал и отлил казанский скульптор Фаниль Валиуллин. Дабы избежать любых повторений, инициаторы проекта рассмотрели наиболее значимые, на их взгляд, памятники Верну - и тогда решили создать нечто самобытное. И действительно: образ осьминога - занят; юный Верн - это привилегия Нанта, контакт писателя с юными читателями - использован дважды; капитан Немо и водолазы - и вовсе не могут быть вариантами. Остальное представляет собой стелы, колонны, памятные знаки; разумеется, они интересны, но только не как образцы для первого памятника Верну в России! Что же остаётся? Разумеется, воздушный шар!
Скульптор Фаниль Валиуллин со своим творением.
Жюль Верн на нашем памятнике изображён как путешественник, держащий в руках зрительную трубу. Его фигура помещается в небольшой гондоле, которая мешками касается земли. Воздушный шар обладает канатами, сеткой, обручем - памятник очень реалистичный и настоящий. Он стоит прямо у парапета, за которым - крутой спуск и водные просторы. Чтобы заглянуть Жюлю Верну в лицо, приходится постараться.  Самое лицо это было выполнено с оглядкой на знаменитый снимок Надара 1874 года и на фотографию 1892 года. Облик Жюля Верна получился чётким и очень знакомым. Привычно смотрятся и галстук бабочкой, и отложной воротник, и расстёгнутый сюртук, и плотный жилет... Памятник правдив, забавен и наивен: легко можно не посетить помпезную церемонию открытия и почувствовать нежность к этой милой скульптуре. 
Воздушный шар - одна из самых очевидных ассоциаций, которая приходит на ум, когда простые люди думают о Верне. Прославивший автора своим триумфальным перелётом через Африку, безнадёжно пленивший образ пунктуального Филеаса Фогга, символ свободы, юности и фантазии - аэростат навсегда останется связанным с Верном, сколько ни тверди о его приверженности к аппаратам тяжелее воздуха.  Известно, что Жюль Верн впервые совершил полёт на воздушном шаре, когда ему было сорок три года. К этому времени он был уже знаменит как юношеский писатель - и вряд ли кто-либо помнил, что в бурные шестидесятые годы неутомимый Надар привлёк его к участию в "Обществе летательных аппаратов тяжелее воздуха". Да! Воздушные шары уже исчерпали себя, было решено его членами: однако неугомонный фотограф, впервые произведший аэрофотосъёмку, пока не готов отказаться от аэростатов. Изыскивая средства на нужды общества, Надар строит и поднимает в воздух исполинский "Гигант", у которого не гондола, но подлинное шале. Поговаривали, будто вместе с Надаром "Гигант" поднимал и Жюля Верна. Эту легенду, творчески переработанную, использовал Станислав Говорухин, открывая первую серию "В поисках капитана Гранта". Ведь аэростат - это не просто биографический факт. Это образ мышления. 

Путешествие в наше будущее
В истории советского кинематографа есть другой фильм, который мало известен отечественному зрителю; и это одна из самых больших несправедливостей, которую испытывают на себе русские любители Верна. Речь идёт о "Сломанной подкове" - экранизации романа "Драма в Лифляндии", которую другой творец "Детей капитана Гранта" Владимир Вайншток превратил в манифест русского Жюля Верна. "Сломанная подкова" являет нам героя, которого не найдёшь ни в одном романе. Его зовут и Жюль, и Ардан - Жюль Ардан, воздухоплаватель, путешественник и мечтатель.
Жюль Ардан
Он прилетает на своём воздушном шаре ниоткуда и отбывает в никуда. А в промежутке - сваливается на Ревель и ураганом врывается в верновский сюжет. Фигура Жюля Ардана - это средоточие всего, за что мы так любим Жюля Верна. В нём - и доброта, и чистота помыслов, и благородство, и бескорыстие, и искромётная французская весёлость, и неискоренимый французский оптимизм! Жюль Ардан, deus ex machina, не только спасает оригинальных героев "Драмы в Лифляндии"; одним своим присутствием он поднимает множество тем, выходящих за рамки романа. Он возносит нас до всего творчества Жюля Верна, такого близкого и понятного России. Вот так пришёл к нам Жюль Верн - явился, упал как снег на голову, небывалый, несуразный, не похожий ни на кого; и с тех пор своей энергией он заражает русских уже полтора столетия.
Именно это произошло ясным воскресным днём в Нижнем Новгороде: к ним прилетел настоящий Жюль Ардан. Приземлился на своём воздушном шаре там, где Ока сливается с Волгой. Сильно промахнулся мимо пункта назначения. Но не Ардану об этом грустить: он и никогда не старался быть уместным! А что касается будущего города - теперь я нисколько не переживаю за его благополучие.


2 комментария:

  1. Уважаемые ! Я также фанат Жюля Верна и подарил его музею в городе Нанте редкое издание произведения "Замок в Карпатах", переведенное на диалект языка украинцев, живущих там. В благодарность они прислали мне номер журнала, выпускаемого музеем, где описаны путешествия героев Жюля Верна по России, это шесть романов! И на имеющейся карте есть Нижний Новгород! Так что памятник там помещен недаром ! А.Коташевский

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Очень приятно! Как вы могли прочесть, мы и не утверждаем, что размещение памятника нелогично. В этом же журнале, кстати, помещена наша статья об изучении Верна в России. Рады видеть ещё одного единомышленника! Скажите, заинтересованы ли вы в участии в верновских проектах?

      Удалить